Оформление закладной является необходимостью при выдаче ипотеки, таким образом, банк получает гарантию, что в случае просрочки платежей он может рассчитывать на взыскание залогового имущества.
Федеральным законом от 25.11.2017 N 328-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, закрепляющие порядок формирования и использования электронной закладной при оформлении ипотечного кредита.
Закреплено, что электронная закладная будет составляться посредством заполнения соответствующей формы на едином портале Госуслуг или на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Данное положение вступает в силу с 1 июля 2018 года.
Законом установлен порядок изменения условий закладной, порядок передачи закладной по договору в депозитарий для хранения и учета прав, порядок внесения изменений в электронную закладную и прочие возможные действия.
Сведения, которые обязаны содержаться в закладной:
- информация о залогодателе,
- о первоначальном залогодержателе и о заемщике по кредиту,
- информация о дате и месте заключения договора, сумме кредита и срока его уплаты,
- описание ипотечного имущества и его оценка.
Законом определено, что электронная закладная - это бездокументарная ценная бумага, которая хранится в депозитарии в виде электронного документа. Действие закладных на бумажных носителях и возможность оформления данного документа в традиционной форме не отменяется.
При выборе электронного способа покупатель избавляет себя от дополнительных действий и ускоряет процесс, так как в этом случае закладная будет направляться на регистрацию напрямую из банка, при оформлении ипотечного кредита. Единственным техническим вопросом является то, что у большинства граждан отсутствует квалифицированная электронная подпись, но, как ожидается,
большинство банков смогут предоставлять услугу ее выдачи в самое ближайшее время.