Зачастую большинство собственников и жильцов многоквартирных домов не знают к кому обратиться и как правильно решить вопрос, связанный с ЖКХ, возможными авариями и работой управляющих компаний, ТСЖ или ЖЭК. Минстрой России проанализировал самые частые заявки населения и подготовил памятку с ответами на распространенные вопросы.
Вопросы по ЖКХ, аварии, работа УК: кто и за что отвечает в управлении многоквартирного дома?
Первой инстанцией, в которую следует обратиться в случае, если вы считаете суммы, указанные в платежной квитанции, некорректными - это управляющая организация. Здесь собственникам должны дать комментарии и разъяснения.
Если полученная информация относительно платы за жилищные или коммунальные услуги не оказалась исчерпывающей, то потребитель вправе подать заявление в органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации для проведения контрольных мероприятий. К обращению требуется приложить документы, подтверждающие факт нарушения со стороны управляющей организации.
Подробнее о полномочиях органов государственного жилищного надзора можно узнать в ст. 20 Жилищного кодекса России и Положением о государственном жилищном надзоре.
За содействие в решении экстренных аварийных ситуаций в многоквартирном доме отвечает управляющая компания (УК) или организация иной формы - товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительный кооператив (ЖСК) и другие.
Текущее законодательство обязывает осуществлять круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома.
К сфере ответственности управляющих организаций относятся: повреждения внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления.
Аварийную заявку могут оставлять как собственники квартир, так и проживающие пользователи помещений. Все обращения фиксируются в специальном журнале.
В случае получения отказа в выполнении обязанностей со стороны управляющего домом лица, гражданам следует обратиться в региональные органы Государственного жилищного надзора.
Ответственность за приборы учета как жилых, так и в нежилых помещениях многоквартирных домов, лежит на собственнике.
Владелец квартиры должен следить за надлежащей технической эксплуатацией и сохранностью счетчиков, проводить их своевременную замену.
Об обнаруженных неисправностях, повреждениях необходимо сразу же сообщать в аварийно-диспетчерскую службу компании-поставщика коммунальных услуг (УК, ресурсоснабжающая компания, ТСЖ, ЖСК и др.). Контакты исполнителя услуг указаны в платежном документе, также эти данные доступны в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Замену счетчиков вправе производить любая специализирующаяся компания по обращению собственника. Далее документы на новый прибор предоставляются в управляющую организацию, которая опломбирует его и введет в эксплуатацию. Поверку счетчика осуществляют аккредитованные компании - проверить аккредитацию можно в соответствующем реестре на сайте Федеральной службы по аккредитации.
В первую очередь следует обратиться к исполнителю ЖКУ - в УК, в ресурсоснабжающую компанию, ТСЖ, ЖСК и др.
Кому разрешено предоставить рассрочку - закреплено законодательно. Так, получить возможность погашать задолженность частями, имеют право граждане в том случае, когда в какой-либо из расчетных периодов размер платы за услуги превышает соответствующую сумму за аналогичный период прошлого года более чем на 25%.
Очень часто возникает вопрос - должен ли собственник платить за вывоз мусора по всем своим помещениям, или только там, где фактически проживает?
Закон обязывает оплачивать услуги вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) за каждое жилое помещение, которое находится в собственности. Однако существует возможность перерасчета начисленной суммы. Субъекты РФ самостоятельно выбирают свой порядок расчета суммы за услуги по обращению с ТКО: исходя из числа проживающих в жилом помещении граждан или исходя из его площади. Если калькуляция тарифа определяется по количеству граждан, то заявление на перерасчет можно подать в случае отсутствия жильцов более пяти календарных дней подряд. Факт отсутствия подтверждается через обращение в управляющую организацию или к региональному оператору по обращению с отходами.
Управляющая организация обязана ежегодно предоставлять собственникам отчет о выполнении договора. Более того данный отчет размещается в системе ГИС ЖКХ. Поиск данный на сайте осуществляется по адресу интересующего дома.