Во всем мире застройка по типу многофункциональных жилых комплексов стала новой парадигмой развития современных городов. Переход к детальному анализу и моделированию оптимального взаимодействия разных категорий жителей, разделение жилой и коммерческой зон, а также создание дополнительных удобств - приоритеты всех застройщиков, стремящихся реализовать успешный проект и обеспечить комфортным жильем своих покупателей.
Тренды в развитии и проектировании жилых комплексов
Согласно Гарвардской Школе Дизайна многофункциональный жилой комплекс (МЖК) - это комплекс, в котором сочетаются как минимум три направления использования пространства, где ни одно из которых не занимает более 60% от общей совокупности. Например, сочетание жилых, гостиничных, офисных помещений, торговых помещений и открытой зоны.
На практике подавляющее большинство проектов, которые мы видим, не являются многофункциональными комплексами, отвечающими строгому определению, - это жилые проекты с разной степенью активации розничной торговли на нижних уровнях.
В новостройках России преобладают именно квартиры, то есть жилая часть доминирует. Но уже сейчас девелоперы стремятся реализовать индивидуальные концепции и подходы, расширяющие функциональность пространства.
Например, на рынке новостроек Екатеринбурга можно найти квартиры в жилых комплексах с коливингами, коворкинг-центрами, собственными фуд-рынками. В настоящее время сложно удивить наличием переговорных комнат, общих террас или клубной системой.
Согласно мнению экспертов мега-тенденции в глобальной недвижимости сводятся к пяти направлениям:
Тренд 1. В наши дни мы сталкиваемся с самой большой возможностью развития для мирового рынка недвижимости. Основная причина - массовая миграция населения в мегаполисы. Отмечается, что для решения вопроса обеспечения людей жильем, необходимо понимать и учитывать культурные нюансы и ценности каждого отдельного города, региона, страны. На первом плане комплексный, но при этом индивидуальный подход к проектам.
Тренд 2. Застройщики выходят за рамки архитектуры и инженерии, становясь социологами, поскольку люди используют пространство принципиально новыми, расширенными способами.
Одна из самых больших тенденций заключается в том, что, несмотря на предсказания обратного, интернет действительно углубил стремление к личному взаимодействию и общению. Повышается роль общественных пространств.
Речь идет не только о благоустроенной придомовой территории с озеленением, детскими и спортивными зонами. Кинотеатры, рынки, местные выставки, фургончики с едой - лишь некоторые из доступных платформ. Более того люди готовы развивать свой частный бизнес на небольшом, частном островке, при условии, что он доступен для общего пользования. Это особенно важно для поколения миллениалов, которые ценят социальное взаимодействие и создают «совместную экономику».
Так, например, в Екатеринбурге застройщик Брусника организовала в жилом районе «Шишимская горка» арт-резиденцию. В специальном выставочном пространстве приглашенные художники могут жить и работать, а посетители - глубже проникнуть в мир искусства, узнать интересные факты об истории района и Уральской столицы.
Тренд 3. Новые технологии позволяют организовать удаленную работу все большему числу людей. Популярность коворкингов приводит к тому, что такие пространства в отельном или офисном стиле появляются не только в бизнес центрах, но и в новостройках. Разработка подобных зон становится очень важной.
Концепция «жизнь в новом формате co-living & co-working» реализована в ЖК «Татлин», расположенном рядом с центром Екатеринбурга. Более того в «Татлине» запроектированы помещения мастерских и студий, переговорных, комната для проведения семинаров и тренингов.
Тренд 4. Технологический сектор по-прежнему будет экономическим двигателем в городах по всему миру. Внедрение технологий в жилых домах является неотъемлемой частью прогресса.
Многие застройщики предустанавливают в своих ЖК системы «умный дом», другие предусматривают эту функцию по усмотрению покупателей. «Умная» телеметрия, мобильные приложения для собственников квартир и многое другое - то, что сейчас реализуется в единичных проектах, станет стандартом всего через несколько лет.
Первым застройщиком Екатеринбурга, представившим проекты в основе которых - полезные и необходимые технологии, стал «Атлас Девелопмент». Так, необычной фишкой жилого комплекса iTower будет вход в подъезд по отпечаткам пальцев. Подобное решение впервые применяется в строительстве многоквартирного комплекса в столице Урала.
Тренд 5. Удобство - это новая константа. Девелоперы конкурируют за то, чтобы завоевать покупателей, предлагая и делая доступнее все более широкие пакеты услуг, не забывая о всех категориях жильцов.
Например, согласно статистике, у 60% квартирных жителей есть собаки, и часто, при выборе жилья, владелец ориентируется не только на свой комфорт, но и на комфорт питомца. Для этого застройщики предусматривают зоны для выгула, станции для мытья собак, мини-отели для животных.
Современные застройщики стремятся реализовать в своих проектах идеи, позволяющие предоставить жителям максимальный комфорт
Совокупность всех принципов является ключом к успешным проектам жилых комплексов. Комфорт, удобство, вовлечение - это новые ориентиры. Застройщики совместно с дизайнерами, архитекторами, инженерами объединяют доступность, красоту, функциональность, технологичность, и преобразовывают социальную среду наших городов.