Согласно действующему законодательству, все россияне обязаны иметь регистрацию по месту жительства или пребывания. Рассказываем, есть ли разница между регистрацией и пропиской, а также зачем, где и как нужно регистрироваться и что будет, если этого не сделать.
Зачем нужна регистрация в квартире? Где и как оформить прописку?
Прописка - это не существующий в наше время юридический термин.
Впервые определение данной процедуры появилось в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях». Документ позволял контролировать и влиять на миграцию граждан, для получения прописки людям требовалось разрешение госорганов. Именно в то время получили широкое распространение фиктивные браки ради прописки, дополнительным поводом для получения заветной отметки могло стать только трудоустройство. Отказ властей в предоставлении прописки означал, что человеку необходимо покинуть населенный пункт в течение недели.
Сегодня употребление термина является лишь пережитком времени. Под пропиской подразумевается регистрация - временная или постоянная.
Постоянная регистрация — это регистрация по месту жительства в доме или квартире. Получить постоянную регистрацию разрешено и в случае, когда человек заключил договор социального найма.
Штамп с регистрацией ставится в паспорт гражданина РФ. Сняться с учета можно в любое время по желанию.
Временная регистрация — это регистрация по месту пребывания. Кроме дома и квартиры таким местом может быть больница, санаторий, отель и т.д. Ставится такая отметка в случае? если человек находится не по месту своего проживания более 90 дней. Срок временной регистрации ограничен и составляет от 90 дней до 5 лет.
Сразу отметим, что наличие регистрации не наделяет правом на недвижимость.
Постоянная прописка необходима для соцобеспечения. Однако, отсутствие отметки никак не может повлиять на право граждан на трудоустройство, получение медицинской помощи и других важных услуг.
Постоянная регистрация позволяет облегчить и ускорить некоторые процедуры: получение/замену паспорта и других документов с удостоверением личности, оформление кредитов, поступление детей в детские садики и школы, прикрепление к поликлиникам и многое другое.
Отсутствие какой-либо регистрации в паспорте может быть причиной невозможности заключения договоров, регистрации ИП или юридического лица.
По закону, прописаться по новому адресу необходимо в течение 7 дней с момента смены места жительства. На практике возникает множество ситуаций, когда это невозможно сделать так быстро, например, если человек продал квартиру, а новую еще не купил. В таких случаях рекомендуется оформлять временную регистрацию по месту пребывания.
Отсутствие штампа прописки в паспорте не является уголовным нарушением, но для тех, кто пребывает в любом населенном пункте страны без регистрации свыше 90 дней, предусмотрен штраф - от 2 тыс. до 5 тыс. руб
Подать документы на получение регистрации можно тремя способами:
- онлайн, через портал Госуслуг;
- в районном центре госуслуг «Мои документы» (МФЦ);
- через управляющую компанию, если она предоставляет услуги паспортного стола.
Для получения услуги необходимо предоставить следующие документы:
- заявление;
- паспорт;
- документ о праве собственности на жилье (опционально);
- документ, подтверждающий основание для вселения, если нет права собственности;
- согласие совершеннолетних пользователей помещения, наймодателя, других собственников;
- акт о назначении опекуна или попечителя (если есть).
Регистрация по предыдущему адресу снимается автоматически при оформлении новой.
О том, как правильно выписаться из старой квартиры перед ее продажей, мы рассказывали ранее.